Государство и бизнес в россии: дилеммы взаимодействия

Направления стимулирования государством участия бизнеса в совместных инновационных проектах Введение к работе Актуальность исследования. Современный мировой опыт демонстрирует высокую эффективность взаимодействия государства и бизнеса в инновационной сфере. В тоже время и в России предпринимаются реальные шаги по развитию совместных инновационных проектов государства и бизнеса, что составляет основу формирующейся в стране инновационной системы. Основное внимание при этом сосредоточено на формировании институциональных основ этих взаимоотношений, в том числе создании оптимальных форм взаимодействия государства и бизнес-структур, обеспечивающих выполнение стратегически значимых задач. Вместе с тем в России во взаимодействии государства и бизнеса существует большое число проблем, которые препятствуют их эффективному сотрудничеству и не способствуют переходу экономики на инновационный путь развития. Это и недостатки правовой базы, определяющей права и ответственность сторон; несовершенство форм и методов реализации партнерских отношений; отсутствие конкурентных условий для эффективного сотрудничества; неразвитость инвестиционной и инновационной среды и т. Усиливающееся в последние годы влияние крупных компаний на экономическое развитие страны обусловливает необходимость привлечения бизнеса к формированию инновационной политики государства, а также разработки согласованных с ним действий, направленных на модернизацию производства и расширение внедрения инновационных технологий. В этой ситуации принципиально важной становится потребность изучения имеющегося опыта взаимоотношений государства и бизнес-структур, анализа организационных и социально-экономических составляющих данных отношений, а также выявления механизмов, обеспечивающих, с одной стороны, предоставление государством соответствующих условий, стимулирующих предпринимателей к участию в партнерских отношениях, а, с другой - повышение активности бизнес-структур в инновационном развитии страны. Такая задача требует обоснования форм и методов взаимодействия государства и бизнеса с ориентацией их на инновационное развитие, что обусловливает актуальность данной темы исследования. Степень научной разработанности проблемы.

СТАНОВЛЕНИЕ КРУПНЫХ БИЗНЕС-СТРУКТУР В РОССИИ И ИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ГОСУДАРСТВОМ

Природа взаимодействия государства и предпринимательских структур. Необходимость участия бизнеса в развитии общества. Сущность взаимодействия государства и предпринимателей. Устоявшиеся формы партнерства государства и бизнес-структур в экономиках западных стран. Особенности взаимодействия государства и крупного бизнеса в условиях перехода России на инновационный путь развития.

Взаимодействие государства и бизнеса: учебное пособие / Л. А. Добрынин . российской экономики: практические аспекты. Тема 7. заключено особо крупных контрактов.

Механизмы взаимодействия государства и бизнеса по приоритетным инновационным проектам Бабенков В. При выборе механизмов и инструментов макроэкономического регулирования экономики страны необходимо учитывать эффективность их влияния на решение комплекса экономических и социальных проблем с одновременной реализацией эффективной государственной политики по ключевым направлениям обеспечения национальной безопасности и инновационного развития всех основных секторов экономики [1, 2].

Исследованиям в области обеспечения эффективности механизмов макроэкономического регулирования экономики страны, в том числе взаимодействия государства и бизнеса, формирования государственных заказов по приоритетным инновационным проектам, посвящено значительное количество научных трудов [ и др. В работах [3, 4] выполнен анализ роли государственных закупок в рыночной экономике, а также государственного заказа как инструмента макроэкономического регулирования экономики и одного из механизмов взаимодействия государства и бизнеса.

В научных трудах [5, 6] представлены результаты фундаментальных исследований государственно-частного партнерства как механизма развития инновационной экономики, обосновано значение научно-исследовательского сектора в национальной инновационной системе России. В [ ] обоснованы принципы государственно-частного партнерства при формировании государственного заказа на научно-техническую и инновационную продукцию, а также направлений развития научно-инновационной сферы, приоритетных отраслей промышленности и регулирования социально-экономического развития страны.

По такой схеме работают, например, многие крупнейшие -компании. Взаимодействие малого и крупного бизнеса также осуществляется в размещении заказов на производство некоторых деталей, которые необходимы крупным компаниям, на малых предприятиях. Как правило, крупные компании передают малым предприятиям либо разовые работы, либо те работы, которые необходимо выполнить в кратчайшие сроки.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КРУПНОГО И МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ТЕОРИЯ И зависят от экономических условий страны, особенностей ее развития, российской модели взаимодействия малого и крупного бизнеса .

В настоящее время в России существенно активизировался процесс развития предпринимательства. В статье проанализированы формы взаимодействия крупного и малого бизнеса в соответствии с этапами эволюции взаимодействия крупных компаний с малым бизнесом. Обосновывается появление новых видов предпринимательской деятельности и объясняются причины сотрудничества между крупными и малыми компаниями в России.

Объединение сильных сторон и возможностей малого и крупного бизнеса обеспечивает эффективное функционирование экономики, способствует улучшению экономических и социальных показателей страны. Несмотря на очевидную необходимость взаимодействия малого и крупного бизнеса с целью раскрытия экономического потенциала страны, нормативно-правовая база в данной области фактически отсутствует. В статье проанализированы существующие пробелы в законодательстве по вопросам регулирования межфирменных отношений и рассмотрены основные проблемы в области поддержки малого и среднего предпринимательства.

Дата поступления 25 мая г. Скачиваний - Скачать полный текст статьи Список цитируемой литературы: Взаимодействие малого и крупного предпринимательства: Электронное издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций Роскомнадзор.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И КРУПНОГО бизнеса В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ИНСТИТУТЫ И МЕТОДЫ

Ансофф, охарактеризовавшим его как разницу между совокупным эффектом совместного использования ресурсов и суммой частных эффектов от использования тех же ресурсов по отдельности [1]. Применительно к рассматриваемой проблеме, это решение вопроса взаимосвязи между крупными и малыми предприятиями, которая приводит к достижению больших результатов, чем в тех случаях, когда они же функционируют автономно. В современной российской экономике масштаб и эффективность интеграционных связей малого и крупного предпринимательства остаются низкими.

XX века. Принципы взаимодействия государства и бизнеса в России в е гг . XX века. Установление контроля государства над крупным бизнесом.

Пермь Мингазинова Елена Рудольфовна научный руководитель, канд. Пермь Взаимодействие между представителями власти и частным сектором существуют с момента зарождения государства. Благодаря большому опыту, власть и бизнес многих стран на сегодняшний день успешно сотрудничают, что является важнейшим фактором устойчивого развития страны. С философской точки зрения взаимодействие — это всеобщая форма связи тел или явлений, осуществляющаяся в их взаимном изменении [13].

Более современное, экономическое определение выглядит следующим образом: Российский политолог Косолапов Н.

Эффективность взаимодействия крупного и малого бизнеса в современной российской экономике

Оптимизация взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти: Ломоносова, Высшая школа государственного администрирования, Москва, Россия — : Но в настоящее время данный вопрос наиболее остро стоит в силу ряда факторов, связанных с экономической и политической ситуацией в стране. В современных развитых государствах взаимодействие органов государственной власти и бизнеса обеспечивается путем использования инструментов коммуникации и выстраивания механизмов обратной связи.

Роль коммуникационных отношений в системе государственного управления возрастает, а сама коммуникационная составляющая изменяется и постоянно усложняется[5]. Система взаимодействия государства и бизнеса в разных странах функционирует по-разному.

взаимодействие государственной власти и бизнеса является важным каналом .. российского государства по взаимодействию с крупным бизнесом.

ГОУ ВПО Волгоградский государственный технический университет Взаимодействие малого и крупного бизнеса Партнерские отношения субъектов малого и крупного предпринимательства обеспечивают конкурентоспособность товаров и услуг, что является одной из предпосылок организации системы их взаимодействия. Мировой опыт показывает, что корпоративный сектор является основой современной экономики. Соотношение крупного и малого бизнеса в России колеблется в региональном измерении от 1: Развиваясь сами, они структурируют экономику в целом.

Крупному бизнесу присущ ряд неоспоримых экономических преимуществ: В современных экономических условиях важную роль играют гибкость, быстрота реакции, скорость внедрения и освоения новых технологий, что присуще в основном малым предприятиям. Небольшие размеры предприятий становятся их важнейшим преимуществом и определяют экономические, научно-технические и организационные факторы их успешной деятельности. Малые предприятия сокращают издержки за счет узкой специализации, ускоренных темпов разработки и внедрения НИОКР, применения гибких технологий, оптимального использования производственных фондов, преобладания горизонтальных связей в структуре управления.

Например, в США на малое предпринимательство в целом приходится более половины создаваемых инноваций, а в пересчете на одно рабочее место на малых предприятиях внедряется в 2,5 раза больше инноваций, чем в крупном бизнесе. Такое взаимодействие позволяет достигать нередко синергетического эффекта и является взаимовыгодным для обоих субъектов.

Наиболее распространенными видами промышленной кооперации для предприятий малого и крупного бизнеса являются субконтрактация, аутсорсинг и франчайзинг. Субконтрактация субконтрактинг заключается в том, что одно промышленное предприятие контрактор размещает на другом преимущественно малом предприятии субконтракторе заказ на разработку или изготовление некоторой продукции, или на выполнение технологических процессов в соответствии с требованиями заказчика, позволяющее компании-контрактору выстроить более действенную и эффективную организационную структуру производства.

Ваш -адрес н.

Новейшие тенденции в развитии малого бизнеса…………………………4 1. Состояние малого бизнеса в российских регионах……………….. Государственная поддержка взаимодействия малого предпринимательства с крупным бизнесом…………………………………. Проблемы и формы взаимодействия малых предприятий с крупным бизнесом…………………………………………………………………………12 2.

МАЛОГО И КРУПНОГО бизнеса В РОССИИ**. В статье проанализированы формы взаимодействия крупного и малого бизнеса и этапы эволюции.

Так, можно сказать, что государство имеет непосредственное отношение к: На что влияет деятельность бизнеса В свою очередь, бизнес-круги влияют на: При более детальном рассмотрении перечисленных сфер можно отметить, что ни одна из них не сможет функционировать исключительно при поддержке только лишь одного из рассматриваемых институтов. В любом случае для нормального развития данных процессов необходима эффективная модель взаимодействия общества, бизнеса и государственной власти.

Кроме того, выделить лидера в данном союзе невозможно, как и невозможно сказать, кто без кого сможет просуществовать дольше. Важным остается и понимание каждой из сторон своей ответственности в построении современного общества и здоровой атмосферы в нем. Такой подход даст возможность: Задача государства — обеспечить участие бизнеса в решении перечисленных вопросов на равных правах, а не отводить ему роль безвольного игрока, вынужденного подчиняться решениям власти.

Согласно существующим законам, основное направление деятельности государства определяется как создание здоровых экономических условий для функционирования компаний. И если в задачу бизнеса входит только лишь выполнение перед страной своих налоговых обязательств, то от государственных органов зависят еще и культурная, социальная, политическая сферы. Так, к примеру, российская схема построения отношений выглядит так:

Актуальные проблемы взаимодействия бизнеса и власти в России

Одной из ключевых проблем, стоящих перед современным российским обществом в контексте развития рыночной экономики и повышения конкурентоспособности на мировом рынке, является оптимизация взаимоотношений между бизнес-структурами и органами государственной власти. На протяжении последних двух десятилетий, прошедших со времени перехода страны к рыночной модели экономики, отношения власти и бизнеса неоднократно менялись, чему способствовали изменения политической конъюнктуры и персонального состава правящей элиты российского государства.

Процесс становления предпринимательства в постсоветской России и перераспределения значительной части государственной собственности в пользу частных владельцев сопровождался целым рядом осложнений, включая криминализацию экономики и коррумпирование государственных структур. Во многом данные проблемы явились результатом отсутствия на первых порах экономических реформ в стране проработанной государственной политики в отношении бизнеса.

Анализ взаимодействия крупного и малого бизнеса России Динамичный рост экономики страны и, соответственно, развитие рынка предполагает.

Федеральная служба по труду и занятости Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. МЧС РФ Осуществляет надзор за выполнением организациями и гражданами установленных требований по гражданской обороне и пожарной безопасности. Федеральная антимонопольная служба Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере рекламы, а также контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.

Арбитражные суды Разрешение споров в сфере экономической деятельности. Суды общей юрисдикции Разрешение административных, гражданских и трудовых споров, обжалование действий должностных лиц. Прокуратура РФ Осуществление надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории РФ, проведение проверок, участие в рассмотрении дел судами. Правительство субъекта РФ Проведение тендеров, конкурсов, публичных торгов, управление собственностью субъекта РФ.

Администрация муниципального образования Проведение тендеров, конкурсов, публичных торгов, управление муниципальной собственностью. Мировая практика свидетельствует, что бизнес-ассоциации являются эффективной формой самоорганизации делового сообщества и могут с успехом представлять интересы субъектов крупного, среднего и малого предпринимательства, выступая посредниками в диалоге между бизнесом и властью. Это особенно актуально для стран с переходной экономикой, в которых традиции активного участия граждан в формировании цивилизованных рыночных отношений находятся в стадии формирования.

В таких странах деятельность бизнес-ассоциацийявляется одним из наиболее реальных способов влияния на принимаемые решения с целью создания благоприятных условий для развития бизнеса.

Взаимодействие крупного и малого бизнеса

Сталкивается с существенными административными барьерами, но при этом обладает ресурсом для их преодоления Правовое регулирование и судебная защита В значительной мере находится вне зоны регулирования. Спрос на правовые институты наименьший Спрос на правовые институты высокий, есть потребность в стабильности и предсказуемости условий для цивилизованного развития Регулирование персонифицированное, особенно на региональном уровне.

На уровне регионов нет эффективных инструментов представления интересов малых фирм Находится в наиболее невыгодном положении: Инструменты влияния на власть только формируются Множество неформальных договоренностей с властью. Сильное влияние на региональную власть.

структуры эффективного взаимодействия малого и крупного бизнеса с целью государственных инновационных стратегиях предпочтение отда тся.

Розничная и оптовая торговля 82 20,5 Телекоммуникации и связь 13 2,25 Пищевая 29 7,25 Прочие 30,0 Источник: Вместе с тем по объему реализации продукции на первом месте находится группа предприятий нефтегазового комплекса. В то время как объем реализации машиностроительных предприятий в среднем составляет порядка 15 млрд. Следовательно, компании нефтегазовой отрасли с точки зрения вклада в формирование ВВП страны являются основными, в связи с чем, они занимают ведущее место в структуре крупного российского бизнеса.

В силу своего ключевого значения именно крупные компании определяют основные направления взаимодействия бизнеса и государства, особенно в сфере инновационного развития, они же формируют формы и методы реализации партнерских отношений государства и предпринимательских структур в рамках совместных проектов, предполагающих объединение государственных и частных компетенций, материальных и финансовых ресурсов.

Значительно различается по сравнению с иностранными компаниями и структура расходов на разработку и внедрение технологических инноваций на уровне компаний. Объем затрат на собственные исследования и разработки предприятий в г. Такая форма распределения затрат на инновации характерна для стран с низким научным потенциалом, таких как Польша, Кипр, Болгария, Словакия, Эстония.

Конференция 2016. Взаимодействие власти и бизнеса в условиях экономического кризиса.